Компании, ориентированные на экспорт и импорт, обязаны проходить таможенное оформление при перевозке грузов через границу. Эта законодательная процедура подразумевает предъявление таможенному органу товаросопроводительных и разрешительных документов, таможенной декларации и декларируемых товаров, уплату государственных пошлин, прохождение комплекса обязательных мероприятий, общение с представителями таможенных органов и умелое оперирование существующими законами.

    Необходимо также знать нюансы, о которых ничего не написано в нормативных документах. Ошибки, допущенные при таможенной очистке, могут вылиться в большие временные и финансовые затраты.

    Давайте рассмотрим, с какими рисками сталкиваются предприниматели при таможенном оформлении.

Таможенные риски участников ВЭД:

1. Ошибки в заполнении внешнеторговых или таможенных документов, несоблюдение требований положений нормативно-правовых актов и указаний таможенных органов.

    При вышеперечисленных ошибках, таможня в праве:

  • не принимать документы, несоответствующие установленным формам и предъявляемым условиям;
  • установить необходимость начисления дополнительных платежей, вызванную корректировкой стоимости;
  • приостановить выпуск товаров с товарными знаками, разрешение на использование которых не было получено или наложить штраф;
  • конфисковать товар при обнаружении предоставления неверных сведений о товарах в документах.
2. Неправильная классификация товара по ТНВЭД

    При неверной кодировке товара таможенный орган вынесет классификационное решение. Ошибка в коде ТН ВЭД не повлечет за собой юридическую ответственность, если размер пошлин и налогов не изменился. Но если после решения выясниться, что платежи были занижены - последует протокол по уходу или занижению таможенных платежей, заведение дела об административном или уголовном правонарушении (в зависимости от суммы неуплаченных платежей), что повлечёт за собой конфискацию груза на время судебных разбирательств, штрафы, доплату платежей, если при перекодировке окажется, что на новый код требуется разрешительная документация еще и время, и деньги на её изготовление, и долгожданный выпуск с многотысячным счетом за СВХ...

3. Неправильный расчет таможенных платежей и/или несвоевременное их перечисление на счет таможенного органа, ошибки в реквизитах при заполнении платежных документов и не учтенная курсовая разница при оплате таможенных платежей

    Данные риски несут за собой временные и финансовые затраты в связи с простоями автотранспорта и увеличенным счётом СВХ.

4. Корректировка таможенной стоимости (КТС) товаров при низкой статистической стоимости

    Каждый участник ВЭД должен учитывать, что если цена поставляемого товара по внешнеторговому контракту ниже таможенной статистической стоимости, то его ждет КТС и вытекающие из этого дополнительные расходы. Наличие контракта с поставщиком и всех необходимых документов на поставку не являются основанием для таможенного органа не корректировать таможенную стоимость ввозимых товаров. Поэтому каждому импортеру, у которого стоимость ввозимого товара ниже статистической, надо грамотно готовить пакет документов, подтверждающих стоимость и учитывать возможную корректировку.

5. Ненадлежащая сертификация перемещаемых через таможенную границу товаров.

    Сертификация в последнее время стала высоко конкурентной сферой и не удивительно, что и в данной отрасли появились мошенники, которые за час обещают вам сделать любую разрешительную документацию по минимальным ценам. Такие сертификаты выдаются без проведения соответствующих испытаний и необходимых проверок, то есть, по сути, такая деятельность – просто «торговля бумагой».

    Так же в последнее время можно отметить массовое прекращение деятельности органов по сертификации (приостановка или прекращение действия аттестата аккредитации), вследствие незаконных действий, выявленных Федеральной службой по аккредитации, что приводит к автоматической приостановке действия ранее выданного сертификата и исключает дальнейший выпуск (продажу) продукции на таможенную территорию Таможенного союза. Что влечёт за собой повторную сертификацию продукции, то есть потерю, как времени, так и денег.

6. Риски при международной перевозке груза.

    Международная перевозка – это сложный многоэтапный процесс. К сожалению, участник ВЭД может встретить как нерадивого перевозчика, чей транспорт не будет соответствовать требованиям таможенной конвенции по международной перевозке грузов, так и некомпетентного водителя, который не знает тонкостей международных перевозок и прохождения границы.

    Страхование грузов - важная составляющая при международной перевозке. Перевозчики, защищая себя, страхуют только свою ответственность (страхование ответственности перевозчика), то есть при повреждении или утрате товара, владелец получит компенсацию только в случае, если доказана вина перевозчика, но при любых других обстоятельствах - нет. Подробнее о логистических рисках читайте в нашей статье о международной логистике.